Христианство

В отличие от буддизма и мусульманства, пришествие которых в Китай было в основном благополучным, процесс проникновения христианства был полон зигзагов. Первое проникновение в Китай одной из школ христианского вероучения произошло в VII в. То было учение Нестория. В сианьском собрании стел (каменных плит с летописными письменами) сохранилась стела, установленная несторианскими проповедниками в 781 г., в которой рассказывается о том приеме, который встретили несторианцы по прибытии в Танскую империю.

В середине IX в. танский император издал указ о мерах по “уничтожению буддизма”. Проведение указанных мер коснулось и несторианской общины, которая прекратила свое существование. На вторую половину XIII в. приходится второе проникновение в Китай христианского вероучения. Среди его приверженцев были главным образом представители высшей прослойки монголов и некоторых других нацменьшинств. С падением правления монголов христианство в Китае было предано забвению.

Третье пришествие христианства в Китай было уже в VI в. Видным миссионером был итальянец Маттео Риччи (1552-1610 гг.), который установил добрые отношения с членами императорской фамилии, чиновниками и представителями знати. Он оказал минскому правительству помощь при внесении поправок в календарь и в производстве огнестрельного оружия, стараясь путем ознакомления китайцев с европейскими прикладными знаниями способствовать пропаганде христианской веры. Согласно летописным документам в 1701 г. в Китае насчитывалось 300 тысяч приверженцев христианства. Однако налицо были большие расхождения между представлениями и догматами христианской церкви и традиционной китайской культурой и бытом. Стараясь сгладить противоречия между христианской религией и конфуцианством, Маттео Риччи и другие западные миссионеры стали более терпимо относиться к таким традиционно китайским культам, как поклонение Небу, обряды жертвоприношений Конфуцию и поминовение предков, что, однако, привело к недовольству католиков. По поводу китайских ритуалов разразилась целая дискуссия. В 1704 г. римский папа издал вердикт, запрещавший китайцам-католикам совершать обряды жертвоприношений Конфуцию. В ответ на это цинский двор запретил пропаганду католицизма в пределах Китая.

В XIX в. усилилась экспансионистская деятельность западных империалистических держав, вознамерившихся превратить Китай в свою колонию. Под угрозой военного вмешательства китайские правители вынуждены были подписать с западными державами целый ряд неравноправных договоров, которые предусматривали для империалистов различного рода привилегии, в том числе брали под свою опеку деятельность западных миссионеров. В этих условиях обострились противоречия между христианским вероучением и традиционной китайской культурой, участились конфликты между западными проповедниками и местным населением. Повсеместно стали вспыхивать движения, направленные против “заморской веры”. Чтобы сохранить свое влияние, в начале XX в. христианские общины в Китае изменили методы своей работы, стали создавать больницы, школы, благотворительные учреждения.

]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>