Живопись как иллюстрация истории

В Китае, как и в других странах, художники нередко запечатлевали в своих работах конкретные исторические события. По историческим полотнам люди последующих поколений знакомятся с обликом удаленных эпох, образом жизни, чертами быта и географической средой. Ведь любому, даже очень хорошему художнику более поздней эпохи труднее воспроизвести этот облик прошлого, чем тем, кто был ее очевидцем. В Китае, где на протяжении нескольких тысячелетий господствовал феодальный строй, тематика исторической живописи, как правило, была тесно связана с жизнью императорского двора. Для того, чтобы запечатлеть для потомков жизнь и деятельность императора, во время всех важных мероприятий приглашались не только летописцы, но и художники, в обязанность которых входило увековечить в художественных образах происходящее.

Янь Либэнь

Автором картины "Императорский паланкин" является известный древнекитайский художник Янь Либэнь, живший в Танскую эпоху (618-907). Точные данные его жизни неизвестны, но судя по имеющимся документальным данным он жил в период правления Ли Шиминя (императора Тай-цзун) (627-649). Отец и старший брат Янь Либэня были придворными художниками. Юный Янь Либэнь вырос в атмосфере искусства, а после смерти брата занял его должность при императорском дворе. Когда Ли Шиминь еще не был возведен на престол, в 626 году он велел Янь Либэню написать портреты своих 18 сподвижников, которые позднее помогли ему занять престол. В 643 году, уже став императором, Ли Шиминь приказал Янь Либэню написать портреты 20 заслуженных сановников и военачальников. Портреты были вывешены в одном из павильонов императорского дворца - "Линъяньгэ", и о них стали говорить как о "портретной галерее Линъяньгэ". Но хотя Янь Либэнь был человеком широкой эрудиции и занимал видную официальную должность при дворе, однако в глазах императора он мало чем отличался от рядового чиновника. Рассказывают, что однажды гуляя со свитой в саду, император обратил внимание на диковинных водоплавающих птиц, резвившихся в пруду. Обратившись к сопровождающим, император приказал позвать Янь Либэня и велеть ему зарисовать красивых птиц, а присутствовавшему тут же поэту велел написать экспромтом подходящие к случаю стихи. Еще не успев перевести дух от быстрой ходьбы, Янь Либэнь на глазах императора и его свиты тут же на берегу пруда принялся рисовать. Этот эпизод заставил Янь Либэня остро почувствовать свое подневольное положение при дворе. Вернувшись домой, он с горечью сказал сыну: "С детства я проштудировал массу книг, а нынче в глазах людей я всего-навсего художник, работа моя - прислуживать господину, то и дело приходится терпеть унижение. Так что ты-то уж не готовься стать художником".

Картина "Императорский паланкин"

Картина "Императорский паланкин" (музей "Гугун" в Пекине) принадлежит кисти Янь Либэня. На картине запечатлено событие важного исторического значения. Тогда к западу от Танской империи поднялось государство Туфань (Тибет). Желая укрепить свое положение, туфаньский царь Сронгцзамбо в 634 году направил послов ко двору танского императора с просьбой заключить матримониальный союз, а для этого выдать за туфаньского царя одну из принцесс императорской фамилии Тан. Император Тай-Цзун благосклонно отнесся к предложению туфаньского царя и велел выдать за него принцессу Вэньчэн. Весной 641 года в танскую столицу - Чанъань за принцессой Вэньчэн прибыл посол туфаньского царя - Лу Дунцзян. Среди приданного невесты были трактаты по науке и технике, кроме того, вместе с ней в Туфань отправились кое-кто из ремесленников. Они познакомили тибетцев с разного рода ремеслами, что способствовало хозяйственному и культурному развитию края. Картина "Императорский паланкин" запечатлела момент, когда император Тай-цзун в своем дворце принимает туфаньских послов. Всего на картине изображены 13 персонажей. Справа в паланкине, поддерживаемом шестью служанками, восседает Тай-цзун, рядом стоит три служанки, держа в руках опахало и балдахин. В центре группы из трех мужчин, явившихся на аудиенцию, туфаньский посол Лу Дунцзян, чей наряд явно выдает в нем чужеземца, справа от него в яркокрасном одеянии - чиновник танского протокольного отдела, слева в белой одежде - чиновник по внутридворцовым делам. Художник постарался передать в образе Тай-цзуна, слывшего священным правителем, не только державность, но и щедрость натуры. Выражение на лицах чиновников по протокольным и внутридвороцвым делам серьезное, отвечающее торжественности момента; на лице у туфаньского посла, помимо почтительности, проступает и некоторое заискивание. Зато служанки, привыкшие сопровождать императора в его приемах, держатся непринужденно и даже тихонько переговариваются друг с другом. Словом, все персонажи изображены с выражением, соответствующим событию, что придает картине жизненность и реалистичность. То, как решены статичность и динамика, то, как умело построена композиция, расположены персонажи и распределены световые оттенки, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Резонно предположить, что Янь Либэнь самолично присутствовал на описанной церемонии, что помогло ему достоверно изобразить происходившее.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>