Женская тема в живописи

Женская тема - извечная тема живописи как в Китае, так и за рубежом. Испокон веков художники преклонялись перед красотой женского облика и фигуры и старались передать их живописными средствами. В китайской живописи значительное место занимают картины, изображающие образованных женщин, принадлежащих к высшему свету, хотя эта тема в разные эпохи трактовалась по-разному. На картинах Танской эпохи, когда царили вольные нравы и женщина пользовалась известной свободой, преобладают пышнотелые матроны с выражением спокойного достоинства; в династии Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) по мере усиления домостроевских устоев женщины были низведены до положения рабынь и на картинах этого периода они выглядят худосочными, болезненными созданиями. По господствовавшим стереотипам женского портрета можно выделить несколько периодов: эпоха Вэй, Цзинь, Южные и Северные династии (220-589), когда эталоном женской красоты считалось ее благонравие; Танская эпоха, когда художники женских портретов старались подчеркнуть высокое происхождение и богатство персонажей; Сунская династия (960-1279), когда утвердилась тенденция правдивого отображения женской красоты; эпоха Мин, Цин, когда, как мы уже упоминали, было принято изображать женщин болезненно слабыми.

Мастер женского портрета Чжоу Фан

В эпоху Тан общественная жизнь била ключом, наблюдался прогресс во всех сферах. В такой обстановке для творчества художников складывались благоприятные условия. В эту эпоху жил художник Чжоу Фан - выдающийся портретист, многие из работ которого посвящены женщинам.

Чжоу Фан родился в танской столице - г. Чанъань (Сиань), точные даты рождения и смерти неизвестны, однако можно полагать, что они приходятся на вторую половину 8-го и начало 9-го века. Китайские искусствоведы исключительно высоко оценивали мастерство Чжоу Фана, считали, что по части женского портрета он не знает равных. Чжоу Фан превосходно писал и мужские портреты. Рассказывают, как однажды ему и другому художнику - портретисту Хань Гану поручили написать портрет некоего Чжао Цзуна, приходившегося зятем видному танскому сановнику Го Цзыи. Когда оба портрета были готовы, на презентацию были приглашены кое-кто из знати. Присутствующие в один голос признали большое сходство портретов с оригиналом, но затруднились сказать, какой из них лучше. Тогда портреты показали жене Чжао Цзуна. Признав сходство обоих портретов, госпожа Чжао добавила при этом, что на портрете кисти Чжоу Фана передано не только внешнее сходство с оригиналом, но также и его темперамент, и даже манера улыбаться.

Картина Чжоу Фана "Дама с веером"

Картина "Дама с веером" (музей "Гугун" в Пекине) - выдающееся произведение Чжоу Фана. Картина изображает сценку из дворцовой жизни: перед зрителем 9 императорских наложниц, три служанки и два евнуха. Каждый персонаж изображен за каким-нибудь занятием: одна из наложниц сидит, другая держит в руках графин с вином, третья несет посуду, кто-то играет на лютне, еще одна совершает перед зеркалом утренний туалет, а эта сидит за рукоделием, еще одна стоит, прислонившись к дереву. Но интересно, что чем бы они ни занимались, почти у всех выражение лица не радостное, а скорее грустное.

Одна из наложниц, та, что сидит, уже немолодая с расплывшейся фигурой, одета с большой роскошью по сравнению с другими наложницами, над нею евнух держит опахало. По-видимому, она занимает более высокое положение при дворе. Но и у нее вид вовсе нерадостный, она погружена в какие-то свои невеселые мысли. Наложницы, что держат в руках посуду и вино, тоже выглядят невеселыми, с каким-то безразличием выполняющим привычные обязанности. Наложница, сидящая перед зеркалом, вроде еще не сбросила остатки сна, рядом с кроватью другая наложница рассеянно играет небольшим вееров, но мысли ее по-видимому витают где-то далеко. Две наложницы тихонько переговариваются, но по их виду можно догадаться, что предмет их разговора особой радости им не приносит, скорее всего они жалуются друг другу на свою безрадостную судьбу.

Контраст между внешним благополучием дворцовой жизни и по существу несчастной судьбой императорских наложниц - таков лейтмотив бессмертного шедевра Чжоу Фана. В феодальном Китае сотни, даже тысячи молодых девушек вербовались в императорский гарем, однако лишь немногие из них удостаивались благосклонности императора, большинство же были обречены влачить долгие годы подневольного, безрадостного существования, вплоть до той поры, когда, как сказал поэт, "им, убеленным сединой, ничего больше не оставалось, как на посиделках упоминать имя императора Сюань-цзуна".

Художник срывает пышный покров дворцового благополучия, обнажая скрытое под ним истинное, безрадостное существование императорских наложниц и тем самым выражая свое глубокое сочувствие их судьбе. Все женские персонажи изображены полнокровными, физически здоровыми, с развитыми телесными формами и "ликом, что полная луна". Такая манера присуща и фресковым картинам Танского периода, украшавшим могильные склепы, а также скульптурными фигурами трехцветной керамики. Существует версия, согласно которой такой эталон женской красоты ведет начало с известной романтической истории, героями которой были танский император Сюань-цзун (Минхуан) и его любимая наложница Ян Юйхуань, отличавшаяся пышностью телесных форм.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>