Картины, написанные тушью

Приход в живопись интеллектуалов

Эпоха Северная Сун замечательна, в частности тем, что в занятию живописью стали приобщаться интеллектуалы-выходцы из образованной прослойки. Для "новых" художников были характерны широкая эрудированность и всесторонняя образованность. Это отличало их от художников-профессионалов, зарабатывающих своим ремеслом на жизнь, но имевших лишь узкопрофессиональную подготовку. С приходом интеллектуалов тематика живописи стала намного богаче, содержание картин стало более глубоким по идее и эмоциональности. Художников-интеллектуалов не особенно заботило тщательное выписывание деталей, поскольку они видели в живописи средство самовыражения. Они отказались от традиционных ярких красок, предпочитая обходиться тушью и лишь иногда расцвечивая черно-белое изображение неяркими акварельными красками. Расширив рамки тематики и внедрив новые изобразительные средства, интеллектуалы подняли древнекитайскую живопись на новую ступень. Если раньше содержанием картин было отображение объективного мира, то с приходом интеллектуалов живопись все чаще становится средством выражения духовного, внутреннего мира и настроения людей. Наиболее видными представителями художников-интеллектуалов были Су Ши, Вэнь Ту, Ли Гунлинь, Ми Фу и Ми Южэнь.

Ми Южэнь и его пейзажи

Ми Южэнь (1086-1165) происходит родом из Тайюаня (пров. Шанси), жил на рубеже династий Северная Сун и Южная Сун. Его отец Ми Фу (1051-11070 был известным каллиграфом, писал картины и считался хорошим экспертом по древней живописи. Ми Южэнь рос в семье, где царила атмосфера искусства, большое влияние на него оказал отец. Современники Ми Южэня звали отца "Ми старший", а сына "ми младший". Именно от отца Ми Южэнь перенял манеру тушечной акварели. Тематикой его картин были южнокитайские пейзаж. Помимо отца, большое влияние на Ми Южэн оказало творчество художников Дун Юаня и Цзюй Жаня, живших в эпоху Пяти династий. Для картин Ми Южэня характерна размытость контуров, наличие туманной дымки, некоторая таинственность и недоговоренность. Все это достигалось путем виртуозного владения кистью и с помощью тушечного раствора разной консистенции. Его стиль так и вошел в историю искусства как "жанр пейзажей Ми". Немало художников поздних поколений пытались рисовать в этом жанре, однако ни одному из них не удалось достичь высот, которых достигли Ми Фу и Ми Южэнь.

Художественные особенности "Пейзажа в Сяосяне".

"Пейзаж в Сяосяне" (музей "Гугун") - известный шедевр Ми Южэня. Картина целиком написана черной краской без добавления каких-либо других красок. Изображены горы, проступающие сквозь пелену моросящего дождя, туман, поднимающийся из ущелья и скрывающий силуэты деревьев. Слева на склоне расположилась усадьба, но очертания ее размыты. Все полотно лишено четких контуров. Все это так непохоже на яркие красочные виды "сине-зеленых" пейзажей. Новый стиль Ми Южэня был вызван к жизни необходимостью изобразить природу Южного Китая, тех мест, куда с Севера мигрировало много интеллектуалов. Район к югу от Янцзы изобилует осадками, из-за большой влажности и испарений здесь по утрам почти всегда стоит туман, под низкобегущими облаками блекнут яркие краски и все выглядит в черно-бело-серых тонах. Перемена в окружающей природе заставила Ми Южэня искать новые изобразительные средства, так как традиционные средства не годились для отображения южной природы. Он стали писать в манере "туманных деталей и размытых контуров". Его работы полны элегии и даже несколько абстрактны. Влияние его творчества простирается на художников династий Юань (1280-1367), Мин и Цин.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>