Расцвет карикатурного жанра

Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Первые художники-интеллектуалы появились еще в эпоху Северная Сун, потом число их неуклонно возрастало. Это явление объясняется как внутренними закономерностями развития самой живописи, так и внешними социальными причинами.

Разница между художниками-интеллектуалами и художниками-ремесленниками состоит главным образом в уровне общеобразовательной подготовки и широте кругозора. Ели для художников-ремесленников живопись была единственным родом занятия и служила источником существования, то для большинства интеллектуалов живопись была лишь одним из видов их многообразной творческой деятельности. Они одновременно умели складывать стихи, делать каллиграфические надписи и вырезать печати. Разумеется, и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Ремесленник заботился прежде всего о формальном сходстве и соблюдении правил рисования, а интеллектуал главное внимание сосредоточивал на передаче эмоционального настроения. Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй - "сеи" ("передача идеи"). Жанр "сеи" получил широкое распространение в династии Юань и в этом несомненная заслуга принадлежит художнику Чжао Мэнфу. Что касается социальной причины притока интеллектуалов в живопись, что здесь прежде всего следует назвать те перемены в обществе, которые наступили в связи с монгольским нашествием. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Кроме того, привыкнув к жизни "в седле", они уважали лишь военную прослойку и презирали интеллигенцию. Множество ханьцев-интеллектуалов утратили перспективу сделать служебную карьеру, к тому же они были настроены резко отрицательно по отношению к чужеземным поработителям. Лишенные перспектив и возможности открыто выражать свое недовольство, немало интеллектуалов подались в живопись и стали в иносказательной форме выражать свою позицию и настроение. Были и такие, кто хотя и состоял на службе у монгольских правителей, однако испытывали подспудные угрызения совести за свое сотрудничество с монголами и обращался к живописи для того, чтобы выразить свои истинные чувства. Немудрено, что в этот период художники особенно часто стали писать на тему "горы и вода" (выражающую стремление уйти от действительности и обратиться к природе) и на тему "бамбук и камни" (выражавшую решимость сопротивляться чужеземцам до конца). Живопись интеллектуалов того периода оказало большое влияние на художников эпохи Мин и Цин. И даже в наше время упоминание о классической китайской живописи вызывает у многих в представлении прежде всего бамбук, камни и цветы, написанные в стиле "сеи".

В истории китайской живописи известно не так уж много художников, писавших на сатирическую тему. Но те картины, что дошли до нас, дышат таким умом и тонким юмором, так беспощадно высмеивают общественные пороки, что о них можно говорить как о самостоятельном разделе живописи. Для примера назовем такие работы, как "Гармония" (кисти минского императора Чжу Чжаньцзи, музей "Гугун"), "Трое горбатых" Ли Шида (музей "Гугун"), серия картин цинского художника Ло Пиня "Шабаш бесов" (Шанхайский музей), "Господин Ванька-встанька" Ци Байши (Музей изобразительного искусства, Пекин) и др. Гротескная композиция "Гармония" изображает слившиеся в одно лицо три физиономии - автор имеет в виду смешение представлений трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма. Сатира в картине "Трое горбатых" направлена на обличение социальных пороков, а кроме того, содержит самоиронию, о чем гласит сопроводительная надпись на картине. "Шабаш бесов" - тема, к которой неоднократно обращался художник Ло Пинь, выступивший с резкой критикой социального устройства. Работа Ци Байши "Господин Ванька-встанька" обличает коррумпированных чиновников.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>