Новые достижения жанра "цветы и птицы"

В поздний период правления Минов среди южнокитайских художников выделились двое - Сюй Вэй и Чэнь Чунь (Чэнь Даофу). У первого было прозвище "цинтэн" (зеленая лиана), у второго - прозвище "человек с горы Байян". Оба они достигли большого мастерства в жанре "цветы и птицы", исполненном в манере "сеи", и о их традиции стали говорить как о традиции "цинтэн-байян". По возрасту Чэнь Чунь был старше, а по степени знаменитости принадлежит Сюй Вэй.

Сюй Вэй - мастер жанра "цветы и птицы".

По одаренности и эрудированности Сэй Вэй (1521-1593) близко стоит к художнику Тан Иню - члену "уской четверки", да и в биографиях этих двух художников было много схожего. Родился Сюй Вэй в Шаньине (Шаосин, пров. Чжэцзян), его дед и отец были мелкими чиновниками. Когда мальчику было всего 100 дней, отец умер. Воспитывался Сюй Вэй на руках родной матери и мачехи - первой жены отца. Взрослый Сюй Вэй еле-еле сводил концы с концами, а тут еще случилось непредвиденное: погибла жена и умер брат. Сюй Вэй не раз принимал участие в экзаменах, открывавших путь к служебной карьере, но всякий раз не удачно. Правда, участвуя в экзаменах, он познакомился с образованными людьми, понимавшими толк в искусстве. Это благотворно повлияло на раскрытие таланта будущего художника.

В 1557 году судьба свела Сюй Вэя с военным инспектором семи Юго-восточных провинций Ху Цзунсянем. Ху высоко оценил одаренность Сюй Вэя и пригласил его к себе на службе в качестве секретаря, назначив ему солидный оклад. То был самый благополучный период в жизни Сюй Вэя. Однако он продолжался недолго. В 1562 году Ху Цзянсянь, которому инкриминировали близость с премьер-министром Янь Суном, уличенным в предательстве национальных интересов, был арестован и заключен в тюрьму. Таким образом Сюй Вэй лишился поддержки влиятельного покровителя, не повезло ему и на очередных экзаменах на получение служебного звания. Спустя три года в тюрьме покончил с собой Ху Цзянсянь, эта весть привела в сильнейшее смятение Сюй Вэя, так что он заболел нервным расстройством. Находясь в состоянии страх подвергнуться репрессиям, он дважды пытался покончить самоубийством, но в итоге сам-то он остался жив, а вот свою жену убил по ошибке. Он был судим и провел в тюрьме 7 лет. За эти годы психическое состояние его намного улучшилось и по отбытии срока он вернулся к занятиям живописью и каллиграфией, зарабатывая на жизнь продажей работ. Прожил он 73 года.

О высоком мастерстве Сюй Вэя в жанре "сеи" можно судить по его картине - свитку "Виноград" (музей "Гугун"). Художник быстрыми мазками, словно по наитию нарисовал гроздь винограда. Не слишком заботясь о тщательной отделке деталей, он однако, с большим искусством дозировал пропорции водно-тушевой смеси. Поразительной свежестью напоены виноградные ягоды, выпуклые, полупрозрачные, напоенные соком. В левом углу картины свободным стилем "цаошу" написано стихотворное посвящение: "Полвека неудач, и старость на пороге. Один я в студии, да ветра завыванье. Кисть рождает жемчужины, но кому они нужны? Забвенье в диком поле - вот их удел". Здесь мы видим синтез живописи, каллиграфии и поэзии - то, что составляет характерную черту стиля "сеи".

Чэнь Даофу

Чэнь Даофу (1483-1544) - художник, столь же популярный, как Сюй Вэй. В молодости учился каллиграфии и рисованию у Вэнь Чжэнмина - одного из "уской четверки", но потом пошел своим путем в живописи. Он отказался от манеры Вэнь Чжэнмина, отличавшейся тонкостью и изяществом, предпочтя более вольный стиль "сеи". Умелое использование смеси туши и воды в разных пропорциях позволили ему создавать полотна, лаконичные по манере исполнения, но проникнутые захватывающим душу лиризмом, и всякий раз поражающие зрителя. Заслуги его в развитии стиля "сеи" можно поставить в один ряд с вкладом Сюй Вэй. Творчество обоих этих художников оказало глубокое влияние на последующие поколения. Особенно хороши картины Чэнь Даофу на тему "цветы и пейзажи". В пейзажных картинах можно проследить влияние сунских художников - отца и сына Ми. Характерной является картина "Гора Аньхуа" (Тяньцзиньский музей).

В жанре "цветы" шедевром является "Весна в Лояне" (Нанкинский музей), написанная тушью и красками. Изображены камень и пионы. Манера рисования "безкостная", то есть без первоначального нанесения контура. Махровые цветы пиона выглядят объемными, так, словно их только что сорвали и положили на полотно. Мастерски владеет художник составлением нужной консистенции водно-тушевой смеси, что очень важно, так как исправить нарисованное невозможно. Это произведение художник создал, когда ему было 57 лет.

Последователи техники "цинтэн-байян"

Картины Сюй Вэя и Чэнь Даофу в стиле "сеи" оказали огромное влияние на их современников и художников следующих поколений. Если до них стиль "гунби" еще в какой-то мере мог соперничать со стилем "сеи", то с появлением их полотен явно обозначилась тенденция безраздельного господства на арене живописи стиля "сей". Исключительно высоко оценивали мастерство Сюй Вэй и Чэнь Даофу такие выдающиеся художники, как "восьмерка" янчжоуских оригиналов" (середина династии Цин), Чжао Чжицянь и У Чаншо (Поздняя Цин), а из современных художников Ци Байши. Один из янчжоуских оригиналов - Чжэн Баньцяо даже специально вырезал личную печать с самоуничижительной подписью: "верный пес Сюй Вэя". Аналогичную мысль выразил и великий Ци Байши в стихотворении, где он, упоминая Сюй Вэя, говорит о своем желании служить ему "верным псом". Отсюда можно видеть, сколь высоко ценили талант Сэй Вэя китайские художники.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>