Проникновение в Китай западной живописи

В 17-м - 18-м веках стали оживляться культурные контакты межу Китаем и Европой. В налаживании этих контактов видную роль сыграли европейский христианские миссионеры.

Появление в Китае первых европейских миссионеров совпало с последними годами правления Минов. Наиболее известным был итальянец Маттео Ричи (1552-1610). В поздний период правления цинского императора Канси в Китай прибыл миссионер-художник Гиузеппе Кастильоне (китайское имя Лан Шинин). По приказу императора его назначили придворным художником, его творчество оказало далеко идущее влияние на развитие китайской живописи.

Гиузеппе Кастильоне (1688-1766) родился в Милане и юношей прошел хорошую школу живописи. В 1714 году по поручению христианской общины, в которой он состоял, он отправился по морю на Восток. В 1715 году прибыл в Аомэнь (Макако), а оттуда в Пекин. На должности придворного художника он пребывал при трех императорах: Канси, Юнчжэне (годы правления 1722-1735) и Цяньлуне (годы правления 1736-1795). Ему принадлежит большое количество полотен, запечатлевших важные события в жизни императорского двора. Кроме того, Г. Кастильоне ознакомил китайских художников с европейской живописью, китайцам впервые выпал случай воочию увидеть картины европейского стиля. При дворе Кастильоне пользовался большим престижем, когда он умер, император Цяньлун распорядился выделить на его похороны 300 лянов серебра. Похоронен Кастильоне на кладбище для иностранных миссионеров за воротами Фучэн в Пекине.

Своими работами, а также уроками живописи Г.Кастильоне продемонстрировал особенности европейской техники рисования, требовавшей соблюдения законов перспективы и светотени, он ознакомил китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись и медная гравюра, благодаря ему во дворце китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт.

Масляная живопись была изобретена в 15-м веке нидерландским художником Ван Эиком. А во дворце китайского императора первые картины маслом появились на столетие позже. В дворцовом архиве сохранилось немало документов, отражающих деятельность Кастильоне. Им была подготовлена первая партия китайских художников, писавших маслом. Примером их работ является картина на ширме "Портреты императорских наложниц" (музей "Гугун"), выполненная в европейском стиле.

Что касается гравюры на меди, то этот вид изобразительного искусства насчитывает в Европе более 500 лет. Первоначально техника медной гравюры использовалась при императорском дворе исключительно для печатанию географических карт. Потом Кастильоне в сотрудничестве с тремя другими художниками-европейцами стал делать эскизы - оригиналы для гравюр, которые они посылали во Францию, где по ним изготовлялись граверные доски, с которых делали оттиски. Сохранилась серия гравюр Кастильоне, выполненных при участии еще нескольких европейских художников на тему "Усмирение Западных окраин при Цяньлуне" (музей "Гугун"), всего 16 гравюр. Картину-свиток Кастильоне "Ваза с цветами" (музей "Гугун") можно рассматривать как попытку художника внедрить в китайскую живопись европейского жанра натюрморта. Есть еще одна картина в этаком "смешанном" стиле - это работа ученика Кастильоне, Чжан Вэйбана "Цветы к Новому году" (музей "Гугун"). Обе картины написаны в европейской манере, но сохранена и такая чисто китайская особенность, как "пустое" пространство.

В списке заслуг Кастильоне следует назвать также внедрение им в оформление дворцовых помещений плафонной живописи, которой в Европе украшали своды соборов и церквей.

Кроме того, Кастильоне принял участие в планировке и строительстве императорского парка Юаньминъ-юань, который был сожжен и разрушен солдатами англо-французского экспедиционного корпуса в 1860 году.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>