Особенности пекинской оперы

Пекинская опера (цзинцзюй) - одна из разновидностей китайского традиционного театрального искусства. Ее история насчитывает уже более 200 лет. Унаследовав лучшие традиции местных оперных жанров страны, Пекинская опера создала свою оригинальную художественную форму и стала самой представительной и самой влиятельной оперой Пекина.

Пекинская опера - это сценическое искусство, которое объединяет элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и боевых искусств. Она славится своими отточенными приемами вокала, танца и воинского искусства и пользуется и поныне большой популярностью среди китайцев. В начале прошлого века известный мастер Пекинской оперы Мэй Ланьфан впервые представил Пекинскую оперу зарубежной аудитории Советского Союза, Японии и США. Это была сенсация. С тех пор Пекинская опера постепенно становится одним из трех видов мирового драматического театра.

Одной из особенностей Пекинской оперы является использование необычного театрального грима. Лица героев и персонажей Пекинской оперы раскрашиваются в разные цвета - красный, белый, черный. Они бывают и разноцветными, например, рисуется белое пятно на переносице и т. д. С помощью грима создаются разные характеры и амплуа героев. У честного, благородного героя лицо раскрашено в красный цвет, у обманщика - в белый, у храброго - в желтый, золотистая раскраска применяется в гриме бога, духов, у военачальников, полководцев тоже свой грим - "дахуалянь" или "сяохуалянь", то есть тот или иной раскрас лица. Разнообразные персонажи играют роли разных амплуа, которые в Пекинской опере называют "хандан". Что такое "Хандань"? в Пекинской опере персонажи строго подразделяются на определенные амплуа в соответствии с социальным положением, полом, возрастом, профессией, а также с положительной или отрицательной ролью. Основных амплуа четыре: это "шэн, дань, цзин и чоу". Помимо соответствующего грима в каждом амплуа своя манера пения и разные сценические приемы.

Амплуа шэн - это мужские роли. В соответствии с социальным положением и возрастом амплуа шэн подразделяется на персонажей категории "лаошэн" - старых и пожилых людей с бородами, "ушэн" - героических воинов, "сяошэн" - молодых парней, юношей, и на "вавашэн", то есть детей.

Амплуа "дань" - это женские роли, среди них выделяются персонажи, отображающие молодых женщин и женщин средних лет. К амплуа "дань" относятся: "цинъи", то есть роли спокойных, сдержанных женщин, "хуадань" - непосредственные, смелые девушки, "лаодань", что значит "пожилые особы" и "удань", то есть собственно героини. Прославленный мастер Пекинской оперы Мэй Ланьфан играл на амплуа женщин.

Амплуа "цзин" - это тоже мужские роли, свойственные мужским персонажам с открытым удалым характером.

К амплуа чоу относятся роли добрых, комических персонажей или же хитрых, коварных, но глупых злодеев. Подобные роли могут играть и женщины, и мужчины. Амплуа мо - это второстепенные роли.

Артисты Пекинской оперы должны владеть целым рядом условных приемов сценического искусства, таких, как пение, диалог, пантомима и акробатика. Главное - это, конечно, пение, которое в Пекинской опере имеет свою уже устоявшуюся мелодику и стиль. Однако это не создает препятствий для мелодического разнообразия, темпа, широты голосового диапазона. С учетом использования разных приемов пения сложились разные школы и течения Пекинской оперы.

Традиционный репертуар пекинской оперы содержит более тысяч сюжетов, которые насчитывают уже более 200 лет истории. Обычно зарубежные гости, приезжающие в Китай, смотрят только отдельные фрагменты пекинской оперы, поскольку представление длится не так долго, как исполнение всей оперы целиком.

С непрерывным обогащением современных развлекательных программ и форм досуга пекинская опера, известная и в стране, и за ее пределами, уже не так привлекает к себе зрителей, как раньше. Сегодня ее любят, главным образом, завзятые театралы - люди среднего и пожилого возраста, подлинные ценители этого жанра. Молодежь не так уж увлечена пекинской оперой. Однако, традиционные китайские оперы, и пекинская, в том числе, отличаются ярким художественным своеобразием и особым национальным колоритом, а потому по-прежнему находятся под охраной государства и получают поддержку правительства. Каждые несколько лет в Китае проводится общенациональный фестиваль Пекинской оперы, и тогда эта традиционная китайская опера снова оказывается в центре внимания не только ее любителей, но и широких зрительских масс.

Смотрите также:
Источники и ссылки:
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>