История нефрита.

Когда впервые сталкиваешься с китайским нефритом испытываешь легкое недоумение. Как этот серовато-белый матовый камень может удерживать внимание целого народа на протяжении нескольких тысячелетий? Но если вам удастся приостановиться в суете повседневности, внимательно вглядеться в глубину, ощутить шелковую теплоту камня, вряд ли вы забудете эти ощущения. Он манит и обещает раскрыть тайну гармонии, которая присутствует в мире независимо от нашего существования.

Нефрит привлек к себе внимание древнего человека своей исключительной прочностью, при достаточно небольшой твердости. Он появляется в качестве материла для изготовления орудий в борьбе за жизнь(ножи , топоры, наконечники) в самых разных центрах древнейших культур: в Центральной Азии, в Европе среди Альпийских гор, в Америке - у майя и ацтеков, в Новой Зеландии и Австралии.

Особая роль нефрита для китайской цивилизации, сравнимая только с важностью золота, серебра и самоцветов для Запада, ощущается уже в неолитическую эпоху. Традиция обработки нефрита зарождается приблизительно 5000 лет до н.э. Но только с признанием его магической силы и придания статуса обрядово-ритуальной ценности, начинает развиваться искусство обработки нефрита. Уже в неолитических культурах Хуншань (северо-восточный Китай), Лянчжу (юго -восточный Китай), Луншань и Давенькоу (восточный Китай и Центральная долина) мы сталкиваемся с очень высокой технологией обработки. Разнообразна тематика нефритов: диски с отверстиями, подвески с изображениями птиц и черепах, свернувшиеся драконы- в Хуншань, хохлатые птицы с длинными хвостами - в Луншань, цилиндры с контурами куба цзун и диски би в Лянчжу (поздний неолит). Именно искусством обработки нефрита, секрет которого заключался в благородстве материала, безупречности исполнения и сложности орнамента прославилась культура Лянчжу (3-2 тыс.до н.э.). Нефрит становится признаком элиты, зачастую статус погребенного можно определить по количеству нефрита в могиле.

С наступлением бронзового века, в эпоху древних царств: Ся (2000-1600 до н.э), Шан-Инь (1600-1050 до н.э.), Западного и Восточного Чжоу (1050-221 до н.э.), нефрит продолжает играть ведущую роль в ритуальных целях и обрядах погребения (полагали, что он способствует мумификации). Погребения буквально утопают в нефритах, в виде дисков, ритуального оружия, ожерелий, а также масок из пластин. Кроме этого из нефрита изготовляются знаки отличия для императора и придворных. Существовали строго регламентированные формы ритуальных и официальных предметов и определены цвета, используемого нефрита. Начинают появляться пряжки и украшения-амулеты, охраняющие владельцев от злых духов, болезней и прочих напастей.

Установление первой империи Цинь, ведет к дальнейшему расцвету пышности двора и погребальных сооружений, которые должны были показать величие императора и основанной им Империи. Источники описывают фантастическую красоту и богатства подземного дворца мавзолея Цинь Ши-хуанди, немалую часть которых составлял нефрит. Во время правления следующей династии Хань получает широкое распространение обычай покрывать полностью тело усопшего пластинками из нефрита, сшитыми в саван. Так было обнаружено погребение Лю Шэна, девятого сына императора Цзин-ди, умершего в 113 г до н.э., и его супруги Доу Вань. Они были одеты в "погребальные одеяния" из нефрита, состоящие из 2000 пластин, сшитых золотой нитью.

Помимо ритуальной и официальной роли нефрит имел широкое применение в частной жизни китайцев. До изобретения фарфора из него делали чашечки для вина, кубки, вазы, курильницы, коробочки и табакерки (в виде флаконов). Для династии Хань характерны нефритовые фигурки людей и животных, как фантастических, так и выпоненных в реалистичной манере (например, фигурки лошадей).

В традиционном Китае (с 220 г. по 1911г., окончание правления последнего императора) с его почтительным отношением к прошлому и культом предков, за нефритом закрепилось положение базовой ценности, не подверженной веяниям моды. Нефрит олицетворял непрерывность и единство культуры на всем протяжении истории Поднебесной.

На протяжении всей своей истории нефрит является предметом коллекционирования. В нем для знатока ценно все: красота камня, умелое использование резчиком особенностей камня, сложность и качество резьбы, редкость формы изделия, принадлежность к той или иной эпохе, эстетическое очарование вещью. Нефрит собирали китайские правители и ученые мужи, а с проникновением в Китай европейцев, китайская резьба по нефриту стала украшением частных и музейных коллекций. Увлечение Востоком особенно сильно проявилось во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. В этот период из Китая было вывезено большое количество резного нефрита, стилистика которого во многом повлияла на европейское ювелирное искусство того времени. В последние годы растет интерес к китайскому нефриту на мировых антикварных аукционах, особенно к неолитические ритуальным предметам , фигуркам животных и людей.

Легенды:

Для китайцев нефрит (Юй) - это синоним драгоценности и совершенства. Именно с нефритом связаны наиболее красивые легенды и названия. Легендарный правитель древности "Нефритовый император" (Юйхуан шанди), небесный трон Будды сделан из нефрита, на горе Куньлунь на берегу нефритового пруда растет Дерево бессмертия, до сих пор у трети китайских девушек в имени присутствует иероглиф Юй. С незапамятных времен мудрецы уподобляли нефриту разные доблести. Конфуций писал: "...Нефрит, как сила познания, ибо гладок и блестит. Он как справедливость, ибо у него острые края, но они не режут. Он как покорность, ибо стремится вниз, к земле. Он как музыка., ибо издает чистые, ясные звуки. Он как правдивость, ибо не скрывает изъянов, которые лишь усиливают его красоту. Он как земля, а его стойкость рождена горами и водой."

]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>