Монастыри и храмы представляют собой направление буддийской архитектуры Китая. Храмовое зодчество, возникшее в Индии, начало процветать в Китае с династии Северная Вэй. Эти сооружения, записавшие в летопись культурного развития феодального общества страницы расцвета и упадка буддизма в Китае, обладают важной исторической и художественной ценностью.

В архитектуре китайцы придавали большое значение древнекитайской натурфилософии, основанной на синтезе «инь» и «ян», стремились к симметрии, гармонии и стабильности, поэтому буддийские храмовые постройки, обладая такими функциями, как жертвоприношение предкам, поклонение Алтарям Неба и Земли, имели форму прямоугольника, их фасады тянулись с севера на юг по оси симметрии. При проектировании таких зданий строго соблюдались все пропорции. Кроме того, китайские храмы и монастыри гармонично сливались с садово-парковым ансамблем, располагающимся рядом с храмом.

Концепция постройки большинства древних храмов и монастырей такова: напротив главного входа находится зал Небесного императора, по обеим сторонам которого располагаются колокольня, барабанная башня, павильон Будды-Шакьямуни, павильон-хранилище буддийских сутр, зал для изучения буддизма и другие. До периодов династий Суй и Тан обычно перед храмом или во дворе храма возводились пагоды, позже эти пагоды заменили павильоны и залы, в приделах храма обычно был разбит живописный дворик с садом.

Буддийские храмы в горах Утайшань

Горы Утайшань в провинции Шаньси являются известным священным местом для буддистов всего мира. Утайшань имеют свою древнюю историю, эти горы знамениты множеством храмов и влиятельной монашеской общиной. В горах Утайшань сохранилось около 58 древних буддийских храмов, в частности, наиболее известные храмовые сооружения включают: монастыри Наньчань и Фогуан, построенные в период династии Тан. Храм Наньчань является самой ранней в истории Китая деревянной храмовой постройкой. В ходе строительства храма Фогуан были использованы архитектурные стили, присущие разным историческим периодам; архитектурные детали, статуи, фрески и образцы каллиграфии в храме были названы "четырьмя редкостями".

Храм Баймасы (Храм Белой лошади)

Храм Баймасы в Лояне в провинции Хэнань известен как первый буддистский храм в Китае. Общая площадь храма составляет 40 тыс. кв. м. Создание храма Баймасы значительно содействовало развитию буддизма в Китае и в регионах Восточной и Юго-Восточной Азии. Поэтому до сих пор он является священным местом для буддийских паломников из многих стран мира.

Храм Сюанькунсы на горе Хэншань

Следует упомянуть и Храм Сюанькунсы ("Висячий храм"), находящийся в одном из живописных ущелий на горе Хэншань на территории провинции Шаньси. К его строительству приступили 1500 лет назад. Этот трехэтажный храм деревянной конструкции в буквальном смысле «подвешен», плотно примыкая к скале, внизу он опирается лишь на длинные столбы, а его купол отстоит от отвесной скалы на 50 с лишним метров. Это единственное в настоящее время в Китае деревянное сооружение, построенное в таком узком ущелье. Храм был построен в период династии Северная Вэй, в периоды династий Тан, Цзинь, Мин и Цин он подвергся основательной реставрации. Ансамбль храмовых сооружений, фасад которого обращен к горе Хэншань, открывает уникальный и впечатляющий вид на гору Хэшань.

Дворец Потала

Дворец Потала расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, площадь дворца—360 тыс. кв. м., а площадь его главных построек составляет 130 тыс. кв. м. Высота главного здания дворца – более 117 м., в нем 13 ярусов, на которых расположены павильоны, погребальные пагоды-ступы, буддийские залы, залы для богослужений, внутренние дворики. Дворец Потала является самым высоким сооружением Китая над уровнем моря и самым крупным дворцовым ансамблем – своеобразной рукотворной «Крышей мира».

Дворец Потала раскинулся на склонах горы Хуншань (Красная гора). Гранитные стены, золотистые крыши, изящные карнизы с позолоченными украшениями делают его неописуемо великолепным и величественным. Яркий контраст красного, белого и желтого цветов, своеобразие архитектурного ансамбля отражают удивительные особенности древней тибетской архитектуры. Дворец Потала является выдающимся памятником тибетской культуры и жемчужиной древней архитектуры китайской нации.

]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>