Расцвет мастерства художников-интеллектуалов

Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Первые художники-интеллектуалы появились еще в эпоху Северная Сун, потом число их неуклонно возрастало. Это явление объясняется как внутренними закономерностями развития самой живописи, так и внешними социальными причинами. Разница между художниками-интеллектуалами и художниками-ремесленниками состоит главным образом в уровне общеобразовательной подготовки и широте кругозора. Ели для художников-ремесленников живопись была единственным родом занятия и служила источником существования, то для большинства интеллектуалов живопись была лишь одним из видов их многообразной творческой деятельности. Они одновременно умели складывать стихи, делать каллиграфические надписи и вырезать печати. Разумеется, и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Ремесленник заботился прежде всего о формальном сходстве и соблюдении правил рисования, а интеллектуал главное внимание сосредоточивал на передаче эмоционального настроения. Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй - "сеи" ("передача идеи"). Жанр "сеи" получил широкое распространение в династии Юань и в этом несомненная заслуга принадлежит художнику Чжао Мэнфу. Что касается социальной причины притока интеллектуалов в живопись, что здесь прежде всего следует назвать те перемены в обществе, которые наступили в связи с монгольским нашествием. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Кроме того, привыкнув к жизни "в седле", они уважали лишь военную прослойку и презирали интеллигенцию. Множество ханьцев-интеллектуалов утратили перспективу сделать служебную карьеру, к тому же они были настроены резко отрицательно по отношению к чужеземным поработителям. Лишенные перспектив и возможности открыто выражать свое недовольство, немало интеллектуалов подались в живопись и стали в иносказательной форме выражать свою позицию и настроение. Были и такие, кто хотя и состоял на службе у монгольских правителей, однако испытывали подспудные угрызения совести за свое сотрудничество с монголами и обращался к живописи для того, чтобы выразить свои истинные чувства. Немудрено, что в этот период художники особенно часто стали писать на тему "горы и вода" (выражающую стремление уйти от действительности и обратиться к природе) и на тему "бамбук и камни" (выражавшую решимость сопротивляться чужеземцам до конца). Живопись интеллектуалов того периода оказало большое влияние на художников эпохи Мин и Цин. И даже в наше время упоминание о классической китайской живописи вызывает у многих в представлении прежде всего бамбук, камни и цветы, написанные в стиле "сеи".

Чжао Мэнфу

Чжао Мэнфу (1254-1322) по прозвищу "монах среди сосен и снега" происходил из знатного рода, связанного кровными узами с императорской фамилией. В детстве он получил прекрасное образование. Широко эрудированный Чжао Мэнфу, наряду с занятием живописью, был и прекрасным каллиграфом. Именно ему, жившему на рубеже Сунской и Юаньской эпох, в силу его высокого социального положения и широкой эрудиции выпало стать ключевой фигурой в зарождении нового стиля и техники живописи. Как отпрыск императорского рода он был зачислен при монголах на казенную службу, что, между прочим, вызвало в его адрес немало нареканий со стороны тех ханьских деятелей, кто отказался идти на службу к монголам.

Как художник Чжао Мэнфу владел разными стилями, отлично работал как в традиционной манере "гунби", так и в стиле "сеи". В его картинах нашли отражение традиции и новые веяния, история и современность. Тематика его произведения охватывает портрет, пейзажи, "цветы и птиц", "бамбук и камни". На рубеже эпох Сун и Юань широкое распространение получил официальный стиль Южносунской Академии художеств, для которого характерными была прямолинейность и поверхностность в ущерб глубине эмоционального содержания. Недовольный академическим стилем, Чжао Мэнфу решил возродить классическую манеру изображения, существовавшую при династии Тан. Из-под его кисти вышло немало работ, написанных в стиле "ренессанса".

В целом наследие Чжао Мэнфу можно классифицировать по двум категориям: первая это картины в стиле "гунби", вторая - картины в стиле "сеи". К первой категории относятся "Автопортрет" (Шанхайский музей), "Пейзаж в Усине" (Шанхайский музей), "На водопое" (музей "Гугун").

Картины Чжао Мэнфу, относящиеся ко второй категории, как по тематике, так и по технике исполнения, отличаются новизной. Наиболее часто встречающейся темой являются "вековые стволы, бамбук и камни". Картины выдержаны в черно-белых тонах, без применения красителей, помимо туши. Однако и эти картины по выразительности не уступают картинам в стиле "гунби", нарисованными четкими линиями и яркими красками. Художник виртуозно владеет кистью, кисть идет то прямо, то наклонно, то боком, то движется в одном направлении, а то неожиданно меняет его. Раствор туши то густ до черноты, то разбавлен до бледносерого цвета, а то кисть делает мазок почти "всухую". Отлично владея каллиграфическим искусством, Чжао Мэнфу уловил общие закономерности каллиграфии и живописи и широко пользовался приемами каллиграфии в изображении бамбука, орхидеи, древних стволов. Внедрение каллиграфических стилей (синшу, цаошу и чжуаньшу) в живопись - одно из важных нововведений Чжао Мэнфу. Оно оказало большое влияние на творчество более поздних художников. Из многочисленных работ Чжао Мэнфу в стиле сеи" назовем "Орхидеия, бамбук и камни" (Шанхайский музей), "Старое дерево, бамбук и камни" (музей "Гугун").

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>