Китайская живопись 19-20 веков

До 40-х годов 19-го века Шанхай был всего-навсего захолустным рыбачьим поселком, не игравшим сколько-нибудь значительной роли в экономике Южного Китая. Подъем Шанхая связан и объявлением его "открытым портом" в соответствии с Нанкинским договором, подписанным в 1842 году правительствами Китая и Британии. За несколько десятилетий Шанхай превратился в крупный торговый порт. С активизацией хозяйственной и торговой деятельности возросла роль Шанхай и как культурного центра. Здесь подвизались многочисленные деятели искусства, в частности художники, постепенно Шанхай стал важным городом живописи, затмившим Янчжоу. Стремительный рост Шанхая сопровождался притоком в город мигрантов из окрестностей и других районов страны, которые составили разночинную прослойку, чьи вкусы резко отличались от утонченных вкусов интеллигентной элиты. Стали цениться картины, написанные в доступной, реалистичной манере и привлекающие яркостью красок. Изменили свой стиль и художники, идя навстречу требованию рынка на художественную продукцию. Эти художники составили "шанхайскую школу".

Художник Сюй Гу

Сюй Гу (он же Чжу Сюйбай) (1824-1896) родился в Шэсяне (пров. Аньхой), жил в Янчжоу. В молодости служил в цинской армии, потом постригся в монахи, взяв имя Сюй Гу. Одно время он вел жизнь бродячего художника, побывал в Сучжоу, Шанхае и других местах, где прямо на улице принимался рисовать картины экспромтом, и на них тут же находились покупатели. Писал он на темы "цветы", "птицы", портреты, пейзажи.

Написанные им в несколько гротескной манере журавли, белки и рыбы выглядели живо и пользовались большим успехом у зрителя. Портреты кисти Сюй Гу не только передавали внешнее сходство, но и верно подмечали душевное состояние персонажа. Широта тематики была необходимым атрибутом художников шанхайской школы, работавших главным образом на нужды рынка.

Жэнь Сюн, Жэнь Сюнь и Жэнь Юй

Жэнь Сюн и Жэнь Сюнь были родными братьями, а Жэнь Юй - сын Жэнь Сюна.

Жэнь Сюн (он же Жэнь Вэйчан, 1823-1857) родился в Сяошане (пров. Чжэцзян) в бедной крестьянской семье. В детстве он потерял отца. Юношей Жэнь Сюн полюбил рисование и проявил большое упорство в овладении техникой живописи. Он учился у Чэнь Хуншоу, который жил в одном с ним селе, и овладел мастерством четких и сильных линий. Тематика его работ включает человеческие персонажи, пейзаж, цветы и птиц. По его "Автопортрету" (музей "Гугун"), нетрудно составить представление о настроении художника, резко недовольного общественными нравами. Зато его картины о цветах и птицах проникнуты оптимизмом и жизнелюбием. Кроме того, Жэнь Сюн сделал немало рисунков для гравюр-иллюстраций к известным романам и повестям.

Жэнь Сюнь (1835-1893), младший брат Жэнь Сюна, был намного моложе. Когда его брат умер, Жэнь Сюню было всего 13 лет. В молодости Жэнь Сюнь был бродячим художником, побывал в Ханчжоу, Сучжоу, Шанхае, где жил за счет продажи своих картин. Наиболее продолжительное время он жил в Сучжоу. Тематика Жэнь Сюня разнообразна: цветы, животные, пейзажи, портреты.

Жэнь Юй (Жэнь Лифань, 1854-1901) был старшим сыном Жэнь Сюна, писал на разные темы, но по уровню мастерства уступает отцу и дяде.

Жэнь Бонянь

Жэнь Бонянь (истинное имя Жэнь И, 1840-1895) родился в Шаньине (Шаосин, пров. Чжэцзян). Отец был художником-портретистом. В молодости Жэнь И учился живописи в Сучжоу у Жэнь Сюня, позже переехал в Шанхай, где учился технике эскиза и моментальных зарисовок у Лю Дэчжая - сотрудника художественного отдела типографии при католическом соборе в районе Сюйцзяхой. В Шанхае, Сучжоу и Ханчжоу писал картины на продажу. Быстро приобрел популярность. В Шанхае у него появилось много друзей: Гао Юн, Ху Юань, У Чаншо. Сын и дочь Жэнь И неплохо рисовали и владели мастерством каллиграфии.

За свою жизнь Жэнь И написал множество картин на разные темы, почти в каждом жанре он оставил нетленные шедевры. Особой популярностью пользовались его картины в жанре "цветы и птицы" и картины по мотивам жизнеописаний героев устного фольклора. Своими учителями Жэнь И считал Чэнь Хуншоу, Сюй Гу, братьев Жэнь Сюна и Жэнь Сюня. Картинам Жэнь И присущи правдивость и жизненность образов, свежесть красок. Любимыми образами для него были павлин, фазан, воробей, уточки-мандаринки. Вообще говоря, в картинах, изображавших цветы и птиц, художник использовал "безкостную" технику, но в то же время ввел кое-какие новшества. Так, рисуя оперенье, художник прибегал к приему, создававшему эффект пушистости, в изображении цветов сочетал "безкостную" технику с приемом четких контурных линий. Среди картин на темы народных легенд и преданий наиболее известными являются "Магу дарует долголетие", "восемь небожителей переправляются через море", "Лаоцзы верхом на буйволе", "Су У пасет овец". В портретном жанре художник воспринял некоторые приемы европейской живописи. Можно смело сказать, что его портреты явились кульминацией этого жанра шанхайской школы. Особенно большой известностью пользуются его портреты У Чаншо.

У Южу - художник-репортер

У Южу (1840-1989) родом из Юаньхэ (Сучжоу), в 20 лет покинул отчий дом и отправился в Шанхай. С 1884 года работал художником-репортером в иллюстрированном приложении "Дяньши студио пикториал" к газете "Шэньбао", издаваемой англичанами в Шанхае. "Дяньши студио пикториал" выходил раз в 10 дней на восьми полосах, каждая иллюстрация сопровождалась пояснительным текстом. Очень скоро У Южу занял ведущее место среди художников, рисовавших для этого журнала. Хорошо известна его иллюстрация "Штурм Бэйнина", помещенная в качестве хроникальной информации о ходе Китайско-французской войне. Техника печатания - оттиски с каменных плит, на которых вырезались картины. Работы У Южу в качестве репортера-иллюстратора заложила основу китайской иллюстрированной хроники.

Закат художников-интеллектуалов

Как и всякое общественное явление, живопись художников-интеллектуалов в Китае имела свое начало и свой конец. На закате этого течения в нем подвизались такие блестящие художники, как У Чаншо, Чжао Чжицянь и Ци Байши

У Чаншо

У Чаншо (1844-1927) родился в деревне Аньцзи (пров. Чжэцзян) в интеллигентной семье. В детстве учился в частной школе "сышу". Мальчиком полюбил вырезание печатей. В 20 лет покинул родной дом и отправился в Ханчжоу. В Ханчжоу, а также в Сучжоу и Шанхае учился живописи и каллиграфии. В кругу деятелей, с которыми общался, были известные поэты, художники, коллекционеры: Чжан Сюн, Ху Юань, Пу Хуа, Лу Хой, Пань Цзуинь, У Юнь и другие. Знакомство с живописными и каллиграфическими работами мастеров расширило его кругозор и способствовало повышению его мастерства. к 30 годам он решил заняться живописью и обратился к художнику Жэнь И с просьбой быть свои наставником. Жэнь И высоко ценил каллиграфические способности У Чаншо. Между ними установились отношения дружбы, которые продолжались много лет. В 1913 году У Чаншо вместе с несколькими единомышленниками основал Издательский дом "Силэн", сам У Чаншо стал его первым директором.

У Чаншо оставил богатое наследие каллиграфических работ, картин и литературных произведений. Он охотно помогал начинающим художникам. Среди тех, кому он давал советы, были Чэнь Шицзэн, Ци Байши, Ван Чжэнь, Пань Тяньшоу, Чэнь Баньдин, Ван Ги, Ша Мэнхай.

В живописи У Чаншо разрабатывал главным образом тему "цветы". Занявшись живописью, уже в зрелом возрасте он лишь к 40 годам отважился выставить свои работы на суд публики. Более ранние его работы свидетельствуют о влиянии Жэнь И, в более поздних работах чувствуется влияние Чжао Чжицяня, Сюй Вэя, "человека с горы Бада", восьмерки янчжоуских оригиналов. Будучи превосходным каллиграфом, У Чаншо и в своих картинах использовал некоторые приемы каллиграфии, так постепенно сложился его особый стиль. Стихотворное сопровождение к картинам он всегда сочинял сам, надпись делал стилем "цаошу", да и печати свои он вырезал собственноручно. Таким образом, его полотна являли собой образец синтетического единства живописи, поэзии, каллиграфии и граверного мастерства. Ему по праву принадлежит видное место в художественном мире Китая на рубеже 19-го и 20-го столетий.

Ци Байши

Осенняя цикада на цветках лапины. Ци Байши

Ци Байши (Ци Хуан, 1864-1957) родился в деревне Синцзу (Сянтань, пров. Хунань). Семья жила бедно. В 15 лет Ци Байши начал учиться столярному делу и овладел навыками тонкой обработки и резки по дереву. Когда ему было 20 лет, в руки к нему попала книга в картинках "Сад горчичного зерна", иллюстрации в которой представляли собой гравюры по дереву. Ци Байши стал пробовать рисовать сам, сначала рисовал портреты женщин-красавиц, потом познакомился с людьми из образованной прослойки, стал учиться стихосложению и граверному делу. В 40 лет он покинул родной край, побывал в Хубэе, Шэньси, Хэбзэ, Цзянси, Гуандуне, Гуанси, обрел множество знакомых и узнал много нового. С 1917 года осел в Пекине, где посвятил оставшуюся жизнь живописи. На старости лет к нему пришла мировая слава. В 1953 году он был выдвинут на пост первого председателя Всекитайского общества художников, был избран депутатом Всекитайского Собрания народных представителей, в 1955 году был удостоен международной премии Мира.

Локва. Ци БайшиПерсик. Ци Байши

Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Внешне его картины продолжали традиции художников-интеллектуалов, так, например, в них сочетались живопись, каллиграфия, поэзия и граверное мастерство, однако в то же время в них явно чувствуется самобытность и оригинальность автора, жизнь которого сложилась так непохоже на жизнь обычного интеллигента. Долго прожив в деревне, Ци Байши с удовольствием писал деревенские пейзажи, овощи, плоды, насекомых, рыб. Его творчество близко и понятно народу.

Раки. Ци Байши

По манере исполнения работы Ци Бацши относятся к стилю "сеи": свободный полет кисти, густые мазки тушью, лаконичная композиция и отсутствие нарочитой помпезности. В его картинах, кроме того, присутствует тонкий юмор. Широкую популярность приобрела его картина "Креветки", выполненная в черно-белых тонах. Крохотные твари на картине написаны так, что ощущается полупрозрачность их тел. Их существование кратковременно, но и они наслаждаются отпущенной им жизнью, вот что хотел сказать художник. Может быть именно симпатия к "малым тварям" руководила Ци Байши, когда он рисовал цыплят, головастиков, стрекоз.

"Сто школ и направлений"

С наступлением 20-го века в мире китайской живописи сложилась обстановка "ста школ", то есть существования разных стилей и направлений. Одни художники продолжали творить в согласии с традициями прошлого, другие же все больше поддавались новым, в том числе западным веяниям.

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун (1895-1953) родился в Исине (Цзянсу) в семье художника-самоучки. Сюй Дачжи - отец Сюй Бэйхуна - был первым наставником сына. В детстве он любил срисовывать иллюстрации к книге "Сад горчичного зерна", всякий раз поражаясь мастерству автора - художника Жэнь И. Достигнув совершеннолетия, он отправился в Шанхай в надежде продать так кое-какие из своих картин и поучиться европейской манере живописи. Однако, получив известие о болезни отца, он вынужден был вернуться и у себя на родине занял должность преподавателя рисования. В 1919 году он выдержал экзамен, дававший право поехать за казенный счет учиться в Париж, в Национальную Высшую Художественную школу. За годы учебы он овладел техникой рисования с натуры, потом он совершил поездки в Германию, Бельгию, Швейцарию и Италию, где знакомился с полотнами великих западных мастеров.

В 1928 году Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где по приглашению занял должность профессора кафедры живописи в Центральном университете в Нанкине. Позднее занял пост декана Художественного факультета Пекинского университета. Он выступал за реформу художественного преподавания, за введение в учебный курс западно-европейской техники живописи. По его приглашению профессором Нанкинского университета был назначен также Ци Байши. На 30-е годы приходится первый кульминационный период в творчестве Сюй Бэйхуна. Он пишет маслом такие шедевры, как "Тянь Хэн и 500 разбойников", "Цзюфангао", "Весенний дождь на реке Лицзян". Каждая его картина становилась событием в среде любителей живописи. В годы Китайской Народной Республики Сюй Бэйхун занимал пост ректора Центральной академии художеств, воспитал плеяду художников нового Китая.

Сюй Бэйхун ратовал за реформирование традиционной живописной техники на основе внедрения западно-европейских элементов. Один из его наиболее популярных шедевров, изображающий галопирующего коня, считается образцом сочетания приемов китайской и европейской манеры рисования.

Пань Тяньшоу - хранитель классических традиций

Пань Тяньшоу (1897-1971) происходит из Нинхая (пров. Чжэцзян). В детстве был подпаском, ходил в частную школу "сышу", а потом в уездную школу. Когда ему было 19 лет, он покинул отчий дом и в 1915 году на "отлично" выдержал вступительные экзамены в Первое педагогическое училище провинции Чжэцзян. К тому времени у него появился большой интерес к классической китайской живописи. В училище преподавали видные педагоги Цзин Хэнъи, Ли Шутун и другие. Пань Тяньшоу овладел техникой каллиграфии и резки по дереву. По окончании училища Пань Тяньшоу работал преподавателем в Аньцзи. Позднее поселился в Шанхае, заняв пост профессора Шанхайского художественного училища. Он вел курсы "Традиционная живопись" и "История традиционной живописи". В Шанхае он познакомился с У Чаншо, в общении с которым почерпнул много полезного. В 1928 году был приглашен на пост профессора в Ханчжоуское национальное художественное училище, где до конца своих дней оставался деканом факультета китайской живописи.

Свои работы Пань Тяньшой писал в часы досуга. Большое внимание на него оказали Чжу Да и Юань Цзи. Тематика работ включала главным образом "горы и воды", "цветы". Картины его отличаются большой изобразительной силой и резкими контрастами, композицию он строил в соответствии с требованиями южносунского академического стиля. Наибольшей популярностью пользуются его полотна "После дождя", "Цветы на горе Яньдан", "В горах после дождя" и другие. Кроме того, Пань Тяньшоу известен как мастер рисовать пальцем вместо кисти.

Линь Фэнмянь

Линь Фэнмянь (1900-1991) родился в уезде Мэйсянь пров. Гуандун в семье камнерезчика. Отец также рисовал "народные" картинки. В детстве будущий художник воспитывался дедом. С юных лет полюбил живопись. В 1919 году, когда он окончил среднюю школу, до него дошла весть о том, что известный педагог Цай Юаньпэй организует группу китайских учащихся для поездки на учебу во Францию. Линь Фэнмянь немедленно подал заявление, и в апреле 1921 года он приступил к занятиям в Дижонской художественной школе, а полгода спустя поступил в Парижское высшее училище тонких искусств. В училище Линь Фэнмянь познакомился с различными направлениями современного западного искусства. В 1925 году он вернулся в Китай и работал преподавателем сначала в Пекинском художественном училище, а потом в Ханчжоуском художественном училище. На своих уроках он ознакомил слушателей с западным искусством, кроме того, делал попытки классификации китайской традиционной живописи. Горя желанием возродить былое великолепие живописи, он опубликовал немало своих и переводных статей. В пожилом возрасте он уехал в Сянган. Линь Фэнмянь выступал за сочетание в живописи приемов китайской и западной живописи, надеясь таким образом создаст качественно новое направление. В отличие от Сюй Бэйхуна он особый интерес проявлял к новейшим западным течениям типа "модернизма" Эта тенденция была принята в штыки некоторыми авторитетами китайской живописи, которые вообще не признавали за этим течением права называться искусством. Однако по мере либерализации подхода к новым веяниям в отношении к концепции Линь Фэнмяня возобладала справедливость. Линь Фэнмянь внедрил в китайскую живопись некоторые приемы масляной живописи стиля "модернизма", получившего распространение на Западе. Его картины составили особый, модернистский раздел современной китайской живописи.

Ли Кэжань

Пейзажист Ли Кэжань (1907-1989) родился в Сюйчжоу (пров. Цзянсу). Родители - люди, не получившие приличного образования, однако постарались создать все условия для учебы сына. Когда ему было 7 лет, он поступил в частную школу "сышу". В детстве он проявил большой интерес к живописи и нашел первого учителя в лице одного старого художника. В 16 лет он поступил в частную Художественную школу в Шанхае. В 22 года он стал слушателем Исследовательского отделения Художественного института Сиху в Ханчжоу. Здесь он систематически изучил технику рисунка и масляной живописи. Окончил он с отличием, причем заслужил большую похвалу Линь Фэнмяня и одного своего французского коллеги. В 1946 году Ли Кэжань по приглашению Сюй Бэйхуна занял должность преподавателя в Пекинском художественном училище. Воспользовавшись рекомендацией в лице Ци Байцши и Хуан Биньхуна, занятия с которым помогли ему овладеть традиционными приемами китайской живописи. В 50-х годах он в основном рисовал пейзажи на натуре. Он объехал почти всю страну и сделал многочисленные зарисовки. Его девизом было: "составить летопись гор и рек Родины". Возвращаясь из очередной поездки, он на основе зарисовок писал картины в жанре "горы и воды", которые выставлял на отчетных выставках. Всякий раз специалисты и любители давали восторженные отзывы. В 80-х годах слава Ли Кэжаня достигла кульминации, он стал большим художником, признанным в стране и за рубежом. В преклонном возрасте Ли Кэжань продолжал писать пейзажи, кроме того, превосходно писал буйволов. В его стиле соблюдение традиции сочеталось с новаторством, его картины проникнуты большой выразительностью.

Авторы:
  • Чжуан Цзяaи
  • Не Чунчжэн
]]> Рейтинг@Mail.ru ]]>